На главную страницу

Написать письмо

Карта сайта

Главная
Художники
Последние поступления
Архив
Хронология
Живопись
Скульптура
Графика
Фотография
Портрет
Новости галереи
Выставки и проекты
Издательская деятельность
Критика и комментарии
Партнеры
СтартАп Форум
Контакты
Купить картину, скульптуру
Залы галереи
Схемы проезда
Анонс: ВАЛЕНТИН РЯБОВ - фотоарт; СЕРГЕЙ НЕБЕСИХИН - русский реалистический пейзаж; СЕРГЕЙ СОРОКИН - «Широка страна моя родная!»; СВЕТЛАНА ВАЛУЕВА - проект «Мандала»; ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВА - постоянная экспозиция в залах галереи;

Портрет

История русского портрета.

Первые упоминания о появлении русского светского портрета как жанра относят ко времени правления царей Ивана III и Василия III, когда при сватовстве Великих князей возникла необходимость посылать в Европу их изображения - портреты. Тогда же и на русских иконах стало возможным появление царей и князей.

Портрет Царя Михаила Федоровича

Портрет Михаила Федоровича. 1636

Русский портрет. Парсуна Иван Грозный

Парсуна Ивана Грозного

Но первые русские портреты, изображающие конкретных личностей, дошли до нас только от начала XVII века. Именно тогда русская живопись существенно продвинулась на нелегком пути от иконописного «лика» к индивидуальному лицу. В XVII веке на этой почве возникает так называемая парсуна — портрет, мало отличающийся от икон по стилю, приёмам и материалам исполнения. Чаще они создавались как надгробные, мемориальные образы, в этом проявлялась их религиозная направленность. 

С развитием портрета русские цари начинают ориентироваться на проникавшие к нам, преимущественно через Польшу, образцы сарматских портретов. Они отличались некоторым примитивизмом и застывшей позой, однако, явились своеобразным толчком для дальнейшего развития русского портретного искусства. В Россию начинают приезжать европейские художники-портретисты и делиться своим мастерством.

Во второй половине XXVII века европейскими мастерами с натуры были написаны портреты царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. В это же время в Оружейной палате Кремля создаются «титулярники» - хранилища во многом еще условных портретов русских и иноземных государей. Однако, все больше иконописцев, таких как Симон Ушаков, начинают уходить от канонической бесплотности и начинают писать анатомически правильные лица.

Таким образом, русский портрет проистекал из иконного письма, и к концу XVII века формируется как самостоятельный жанр живописи отечественными и иностранными художниками.

XVIII век- 1-я половина.

Русский портрет. Портрет Князя Репина

Портрет князя Репина. Неизв. худ., конец ХVII в.

Настоящее развитие портретного искусства в России происходит в петровское время. Пётр приглашает многочисленных зарубежных портретистов, создает условия для обучения отечественных. С этого периода в русской живописи именно портрет выходит на лидирующие позиции по распространенности и качеству исполнения. Именно в этом жанре впервые пробуются многие творческие приемы - композиция, цвет и стиль, не использовавшиеся ранее.

После Петра особенность русского портрета XVIII века проявляется в практически полном отсутствии групповых и семейных портретов, весьма распространенных в Европе, особенно в Англии и Франции, а также в отсутствии портретов с жанровыми сценами бесед. До второй половины XVIII века не был развит как жанр и скульптурный портрет.

XVIII век - 2-я половина.

Портрет

А. Антропов. Портрет княгини Трубецкой. 1761

В период формирования жанра героями портрета могли стать, в основном, представители придворных кругов. И лишь с середины XVIII столетия на портретах появляются персонажи из рядового поместного дворянства, возникают редчайшие образы крестьян и купцов, деятелей культуры. В 30 - 40-е годы XVIII века портрет становится средством самоутверждения и эстетизации жизни укрепляющегося в позициях дворянства. К 60-м годам портретное искусство было распространено не только при дворе, но и в отдалённых помещичьих усадьбах. К 80-м годам основные черты русского портрета оказываются сформированными и этап становления и ученичества у Запада заканчивается.

В это время на арену выходят такие яркие представители жанра как Алексей Антропов, Мина Колокольников, Иван Аргунов. В позднее время царствования Елизаветы (конец 1750-х — начало 1760-х годов) появляется идеал красоты, связанный с ее личностью. Это ощущение постоянного праздника, триумф жизнерадостного природного начала. Зачастую это проявляется в румяной дородности округлых лиц персонажей. И вместе с тем, в портретах по прежнему встречается характерная для парсуны одухотворенность и возвышенность образов. Жизненная энергия, выраженная в мощных формах и ярких красках, сдерживается застывшими, отрешенными лицами и четкими очертаниями форм...

Русский портрет. Портрет Князя Репина

В.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной. 1797

Очевидна разница между портретами работы русских мастеров и приезжих художников середины XVIII века. Они совершенно по разному трактуют баланс между духовным и декоративным в картине. Шелк и бархат, пенящиеся или плоские, словно стекловидные кружева, шитье золотом и богатые украшения — удивляют щедрой, будто бы излишней насыщенностью и проработкой. Все это - драгоценная оправа для лиц. Цвет на картинах русских художников часто ярче и насыщеннее, чем у иностранных мастеров, у него меньше градаций. Российские портретисты этого периода демонстрируют более полнокровное и мажорное переживание мира, в сравнении с их иностранными учителями.

В дальнейшем в русском портрете существенно усиливается камерность в трактовке образа. Художник Антон Лосенко культивирует станковый жанр, его портреты менее декоративны, а роль жеста, и сюжетная ассоциативность, напротив, возрастают.

Уже к концу XVIII столетия русский портрет по качеству исполнения вполне сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его яркими представителями выступают Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, в гравюре больших успехов добивается Федот Шубин. Наиболее знаково развитие официального портрета высокого стиля выражалось работами Степана Щукина (1762—1828). Намечается уход от парадного портрета к камерному (художники Левицкий и Рокотов). На рубеже 18-19 веков русской портретной школе присуща деликатность, сдержанная внимательность, подчеркнутая вдумчивость, некая добропорядочность и благовоспитанность без потери элегантности.

XIX век.

Портрет

В.Серов. Портрет княгини Орловой. 1911

Начало XIX века характеризуется наступлением эпохи романтизма, который не мог не повлиять и на русский портрет. В творчестве одного из лучших портретистов начала XIX века Ореста Кипренского русский романтический портрет проявляется наиболее ярко. В это время творили Тропинин, Брюллов, Варнек.

К середине столетия портретное искусство значительно демократизируется, становится более народным. На сцену выходят передвижники, создающие портреты реалистичной направленности: Василий Перов и Иван Крамской, Николай Ге, Николай Ярошенко и особенно - Илья Репин. На холсте появляются изображения представителей интеллигенции, а зачастую и неизвестные выходцы из народа. К концу XIX века наиболее известным портретистом становится Валентин Серов.

Серебряный век.

Казимир Малевич. Автопортрет

К.Малевич. Автопортрет. 1912

Наиболее известными художниками-портретистами "Серебряного века" являются Михаил Врубель, Александр Головин, Сергей Малютин, в скульптуре - Коненков. Яркие и индивидуальные портреты людей из народа принадлежат кисти Архипова, Кустодиева, Малявина; лирически-нежные - Борисова-Мусатова, Константина Сомова, Зинаида Серебрякова. Этот период характерен поиском нового художественного языка, который приводил к замечательным результатам у авторов: Казимира Малевича, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Александра Осмеркина, Роберта Фалька, Натана Альтмана и многих других. Выдающимся графиком этого периода по праву считается Юрий Анненков.

Советский портрет, авангард.

Портрет Сталина

И.Бродский. Портрет Сталина. 1929

После революции поиск новых форм в искусстве привел к появлению авангарда, в том числе и в портретном жанре. Однако, развитие портрета в стилистике авангарда "первой волны" практически полностью исчерпало себя уже к 1930-м годам. Во главу угла вновь встает реалистическое отражение образа современника, начинается эпоха социалистического реализма. На портрет, как и на все искусство, возлагаются в первую очередь пропагандистские задачи и функции. В Большой Советской Энциклопедии говорилось: "Основное содержание советского портрета — образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких духовных качеств, как коллективизм, социалистический гуманизм, интернационализм, революционная целеустремлённость"...

К.Тутеволь. Ветеран шахтерского труда. 1949

В это время впервые образ современника наиболее широко входит в сюжетную картину, монументальную скульптуру, в плакат, сатирическую графику. Появляются совершенно новые типы портретов и картин, отражающие глобальные изменения жизни общества, страницы его новейшей истории: художники Иван Шадр, Кузьма Петров-Водкин, Георгий Ряжский, Александр Самохвалов, Александр Дейнека, Сергей Герасимов, Семён Чуйков. Формируются и целые изобразительные циклы, посвящённые вождям государства: Лениниана и Сталиниана. Их создателями выступили Исаак Бродский, Александр Герасимов, Василий Ефанов.

В начале второй половины ХХ века школу русского живописного портрета пополняют мастера нового поколения, приверженцы различных направлений живописи. Это и московские художники "сурового стиля" Николай Андронов, Виктор Попков, Таира Салахов, и ленинградцы Михаил Труфанов, Борис Корнеев, Лев Русов, Юрий Тулин, Евсей Моисеенко, Олег Ломакин, Николай Баскаков,  Семен Ротницкий. Необычна техника Дмитрия Жилинского, Александра Шилова, работавшего в манере «фотореализма», Ильи Глазунова.

Наиболее характерной особенностью развития портретного искусства во второй половине ХХ века стало разнообразие творческого поиска как у профессиональных и признанных живописцев, так и в среде неофициального искусства, в котором прослеживалась тяга к абстракции, как и у многих их западных коллег.

Новый русский портрет.

После распада Советского Союза русское портретное искусство теряет свою идеологическую составляющую, а мотивом для создания полотна нередко является финансовая состоятельность или высокое положение героя портрета в обществе. Однако, русский портрет как искусство продолжает существовать и развиваться, существуют и настоящие мастера этого жанра: Николай Шурыгин, Сергей Минин, Владимир Ковалев, Ильяс Айдаров, работы которых вы можете увидеть в нашей галерее.


Тематика этого сайта: Картинная галерея, купить картину, купить скульптуру, аренда картин, картины художников, современное искусство, работы художников, живопись, скульптура, графика, выставки современного искусства, биографии художников, Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Русский Музей, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, коллекционирование, оформление интерьеров, портрет на заказ, антиквариат, арт галерея, куртуазный маньеризм, абстрактное искусство, эпический жанр, шокирующее искусство, неофициальное искусство, видеогалерея, Российский Союз Художников, меценат, биеннале, актуальное искусство, благотворительные акции, академическая живопись, инсталляция, экспрессионизм, женский портрет, детский портрет, парадный портрет, портрет по фотографии, moderm art, art gallery, Russian art, contemporary art.

ВНИМАНИЕ! Вход в Галерею Валентина Рябова - свободный, однако, посещение жилого комплекса "Золотые ключи-2" осуществляется по приглашениям. Не забудьте заказать пропуск перед Вашим визитом!

Страница галереи на YouTube

Страница галереи на Facebook

Страница галереи на Twitter


Поиск по сайту:


Радио ПРЕМЬЕР. Лос-Анджелес, США

Галерея-партнёр:


Hay Hill Gallery
(London, UK)