Художник Елена Старик

Художник Елена Старик - живописец, график, преподаватель в авторской студии искусств.

С 1990 – начинает учувствует в выставках.
В 1993 – окончила художественно-графический факультет Липецкого Государственного Педагогического института.
С 1995 – занимается педагогической практикой.
С 2002 – член союза художников России, член союза художников «Юнеско».
С 2006 - член Московского объединения художников «Солнечный квадрат».
С 2011 - член международного художественного фонда г. Москвы.
С 2013 - член МСХ (Московского союза художников).

Выставки:
1998 – Персональная выставка (г. Липецк)
2001 – групповая выставка в Российском культурном центре. Париж, Франция.
- Персональная выставка в галерее «Карсика», Париж, Франция.
2002 – групповые выставки в Дижоне, Бонне, Париже. Франция.
- всероссийская выставка молодых художников, ЦДХ, Москва.
2003 – групповая выставка в галерее «Бордарике», Стокгольм, Швеция.
2005 – персональная выставка в галерее М – Москва.
2006 – выставка в галерее «Арсима», Париж, Франция.
2007 – выставка объединения «Солнечный квадрат» - «два поколения», ЦДХ, Москва.
2008, 2009 – групповые выставки в ЦДХ, Москва.
2010 – персональная выставка клуб «Дом», Москва.
- групповая выставка в Зверевском центре, Москва.
- групповая выставка галерея «Аист», Москва.
2011 – групповая выставка в Минске, Белоруссия.
-  групповая выставка МСХ, Москва.
- групповая выставка, Будва, Черногория.
2012 - групповая выставка «Про-зрачное», «Залы на Каширке», Москва.
- две групповые выставки с МСХ, Москва.
- персональная выставка в ЦДХ, Москва.
- персональная выставка в Риге, Латвия.
2013 – две групповые выставки с МСХ, Москва.
- групповая выставка в Доме-музее им. В. С. Сорокина, Липецк.
 2014 – две групповые выставки МСХ, Москва.
- персональная выставка в залах МСХ, Москва.        
2015 – выставка в «Музее Живописи №1», Москва.
- групповая выставка, Столив, Черногория.
- групповая выставка МСХ, Москва.
- групповая выставка в ЦДХ «Творческая среда», Москва.
2016 – групповая выставка МСХ, Москва.
- выставка в галерее «Крафт – Павловой», Москва.
- персональная выставка на заводе «Кристалл», Москва.
- персональная выставка в галерее «А3», Москва.
2017 - выставка в «Музее Живописи №1», Москва.
2018 - групповая выставка МСХ, Москва.

Работы художника Елены Старик находятся в Историческом Музее г. Москвы, музее Современного Изобразительного искусства г. Ростов-на-дону, музее г. Боровска, Липецком областном художественном музее, галерейных коллекциях Москвы, Парижа, Стокгольма, а так же частных собраниях России, Америки, Китая, Франции, Испании, Германии.

"Свет Надежды"

"Свет Надежды"

140х170 см. Холст, масло. 2015

"Мечты о важном"

"Мечты о важном"

115х200 см. Холст, масло. 2014

"Хорошие новости"

"Хорошие новости"

200х115 см. Холст, масло. 2014

"Коррида"

"Коррида"

115х200 см. Холст, масло. 2016

"Апокалипсис"

"Апокалипсис"

200х115 см. Холст, масло. 2016

"Ожидание весны"

"Ожидание весны"

140х170 см. Холст, масло. 2014

The Advent

The Advent

200х115 см. Холст, масло. 2016

Assumption

Assumption

Холст, масло. 2014

"Окно"

"Окно"

140х170 см. Холст, масло. 2014

"Весенняя эллегия III"

"Весенняя эллегия III"

115х200 см. Холст, масло. 2017

"Солнцестояние"

"Солнцестояние"

100х120 см. Холст, масло. 2016

"Весенняя эллегия II"

"Весенняя эллегия II"

115х200 см. Холст, масло. 2017

"Весенняя эллегия"

"Весенняя эллегия"

115х200 см. Холст, масло. 2017

"Река"

"Река"

115х200 см. Холст, масло. 2017

"Mira"

"Mira"

200[115 см. Холст, масло. 2016

"Утро"

"Утро"

115х200 см. Холст, масло. 2017

"Неоновое пространство"

"Неоновое пространство"

115х200 см. Холст, масло. 2016

People who love

People who love

115х200 см. Холст, масло. 2017

«Заиндевели окна души моей»

«Заиндевели окна души моей»

100х120 см. Холст, масло. 2014

«Весна в городе»

«Весна в городе»

«Машенька»

«Машенька»

85х70 см. Холст, масло. 2004

«Натюрморт с цветами»

«Натюрморт с цветами»

80х60 см. Холст, мало. 2017

«Крабик»

«Крабик»

120х56 см. Холст, масло. 2004

«Лето с бабочками»

«Лето с бабочками»

120х56 см. Холст, масло. 2004

«Вороны и утки»

«Вороны и утки»

100х120 см. Холст, масло. 2014

«Субботник в Коломенском»

«Субботник в Коломенском»

60х80 см. Холст, масло. 2006

По ту сторону формы, или идеи вещей Елены Старик.
 
В Москве времен СССР стену одного из зданий в центре города украшала фраза Маркса, оставленная нам поколением романтиков первых лет советской власти: «Революция – вихрь, отбрасывающий назад всех ему сопротивляющихся». Сейчас надписи уже нет, хотя дом сохранился. Согласитесь, что сказано красиво, а главное – точно. Схвачена самая суть – мол, перед натиском стихии (как природной, так и человеческой) мы бессильны. Поэтому выигрывают те, кто смирились, покорились, признали превосходство неизбежного, а главное – сумели расшифровать его исторический смысл.
 
Старинный афоризм всплывает у меня в памяти всякий раз, когда я рассматриваю работы художника Елены Старик. Вот уж где настоящий вихрь, сметающий на своем пути всё и вся и одновременно изменяющий взгляды и представления как матерых знатоков живописи, так и просто любителей и вообще случайно оказавшихся поблизости. К сожалению, мы со временем забыли, что художественный авангард – это в первую очередь революционный вихрь. Ведь так и только так понимали новаторство первопроходцы – открыватели невиданных доселе приемов и форм. Да, все они ушли, став достоянием вечности, но их взгляд на творческий процесс и жизненные принципы никуда не делись. Они по-прежнему безальтернативны и служат руководством к действию, а следовать им или нет – остается на совести наших современников. Увы, сегодняшние авторы о высоких материях предпочитают не задумываться. Все масштабные, а потому трудноразрешимые проблемы нынешние премудрые пескари и глупые пингвины поспешили от греха подальше выкинуть из головы – чтобы не дай Бог не травмировать ни себя, ни зрителя радикальными экспериментами. Искусство наконец стало ровным, гладким, беспроблемным. Одним словом – среднестатистическим. Тем не менее еще остались упертые фанатики, которые продолжают буйствовать и неистовствовать.
 
Лена Старик, если не ошибаюсь, последняя, кто сохранил в себе и культивирует любовь к экстремальному искусству. Она создает вокруг себя целые каскады смертельно опасных вихрей – и сама первая не раздумывая бросается в их водовороты. Её творческий метод напоминает то, как работали ее выдающиеся современники – главные нонконформисты советской эпохи Анатолий Зверев и Натта Конышева. Я бы сказал, что они принадлежат к одному типу гениальности. Все трое – одной крови.
 
Вообще для художников неистового формата как правило характерны некоторые общие особенности. Искусство для них – синоним жизни, бытия, пребывания на земле. Они понятия не имеют, где кончается быт и начинается творчество. И наоборот. Ведь они обитают в живописной реальности буквально круглосуточно – даже когда спят. Они творят постоянно – где бы они ни находились. Им совершенно безразлично, что «запечатлевать» (как выражался Зверев) и чем, поскольку вдохновение не покидает этих одержимых фанатиков ни на минуту, и они могут начать работать в любое мгновение – даже с отключенным сознанием. Например, Зверев, если поблизости не было красок, мог использовать всё, что оставляет след и попалось на глаза – даже извлеченные из урны окурки. И самое главное, что эти безумцы от живописи постепенно сами сливаются со своими картинами, становятся их продолжением и тем самым превращаются в произведения искусства.
 
Я считаю, что Лену Старик отличает от ее собратьев по цеху более выраженное присутствие в ее творчестве физиологической составляющей. Если в Звереве и Конышевой давала о себе знать их природная эстетская закваска, позволяющая относиться к творческому акту с некоторой иронией (Натта так вообще работала на грани карикатуры), то для Лены во время работы не существует ничего кроме всепоглощающей страсти. Ее сознание отлетает куда-то далеко, и она полностью отпускает на волю не покидающие ее природные, дочеловеческие инстинкты, оказываясь во власти мистического таинства – мистерии сотворения своих чувственных, пылающих, патетических царств, держав, империй, сотканных из миллионов эмоций и переживаний. В такие звездные часы главный враг Лены – холст, который она воспринимает как границу между материей и духом, как препятствие на пути к своим фантастическим мирам. Поэтому художнику приходится упорно, бессчетное количество раз атаковать одну плоскость за другой – даже если сражению приходится отдавать все силы. А если учесть, что энергия Лены неисчерпаема, то ее уходы в воображаемые зазеркалья могут длиться сутками напролет. Я был свидетелем, как одному известному искусствоведу заказали статью о Елене Старик. В ответ он улыбнулся и сказал: «Увы, здесь искусствоведение бессильно. Одно дело обычная, традиционная война. Но совсем другое – с массированным применением ядерного оружия». И все поняли, что имел в виду мэтр. Что и говорить, шедевры первой красавицы московского авангарда и в самом деле не вписывается в сегодняшний сетевой художественный ландшафт с его безыдейной прилизанностью.
 
Возьму на себя смелость раскрыть, пожалуй, главный секрет особой «убойности» холстов Елены. Ее становление как художника пришлось на эпоху культурной избыточности и инфляции, когда в России после долгого запрета на «формалистическое» искусство демонтировали железный занавес, и все кому не лень взялись за кисти, стремясь как можно быстрее наверстать, как им казалось, упущенное. Понятно, что желающих самоутвердиться с помощью дурно понятого «авангарда» (а на самом деле откровенной мазни) было в разы больше того количества мгновенно расплодившихся гениев, которое могли вместить все выставочные помещения нашей необъятной родины. Картин и вернисажей стало так много, что оголодавший от духовной бескормицы зритель быстро насытился до тошноты, потерял все ориентиры и впал в ступор. Отныне все авторы стали для любителей прекрасного не то что бы на одно лицо, но в любом случае не отличимыми друг от друга. И для того, чтобы на него обратили внимание, выделив его из общей массы, художнику приходилось прилагать немалые усилия. Как-то один из классиков нонконформизма в шутку предложил стоять возле своих работ на коллективных экспозициях с электрошокером в руках и как только кто-то из посетителей поравняется с его картиной, пускать в него высоковольтный разряд, после чего показывать на свое творение со словами: «Уж теперь-то ты навсегда запомнишь меня и мое творчество».
 
Для Елены Старик слова мэтра стали руководством к действию. «А что если превратить каждый свой холст в такой вот электрошокер – чтобы он выводил проходящего мимо человека из состояния отупения и врезался в память как хрестоматийный шедевр мировой живописи», – подумала она и попыталась сделать первые шаги к достижению цели – тем более, что мастерства, знаний и темперамента у нее было не занимать. Хотя, если честно, никакого шокера не понадобилось бы. Елена обладает настолько прекрасной, стильной и совершенной внешностью, что ей достаточно встать возле своей работы самой – как все зрители оказываются у ее ног.
 
Изучая картины Лены разных периодов, легко проследить, как формировалось пространство ее персонального космоса, как оно насыщалось все более плотно концентрированными смыслами и идеями. Поневоле изумишься, наблюдая, как художник, решая задачи высшей степени эпичности, умудрялась сохранить врожденную искренность и бесхитростность. К тому же Елена всегда была предельно откровенна и сама с собой, и со зрителем. Каждый свой побежденный, сдавшийся под ее натиском холст она превращала в трогательную исповедь, выплескивая на него весь свой внутренний мир с его самыми тайными, сокровенными признаниями. И всем, кто наделен даром понимать язык живописи, оставалось только смаковать роскошь ее убийственных по красочности хитросплетений, вобравших в себя причудливые нюансы и оттенки авторских состояний.
 
То, что делает Елена Старик, проще всего было бы назвать экспрессионизмом – если бы этот термин не увязывался с негативной, трагедийной рефлексией на происходящее в мире или в душе художника. Нервозная порывистость открывателей метода, кричащий колорит и контрастность их мазков и красок, изломанное искажение очертаний были призваны вовлечь зрителя в состояние тревоги, раздражения, разочарования, сострадания, жалости к себе, депрессии и в конце концов – отчаяния и безысходности. Но к творчеству нашей виновницы торжества подобная «психологическая» интерпретация не имеет никакого отношения – ведь живописный космос Елены давно вышел за пределы человеческого измерения.
 
Трудно определить, в какой период времени произошло освобождение художника от диктата физиологии и ее погружение в метафизическое зазеркалье – слишком стремительны и неожиданны движения души нашей героини. Оставим этот вопрос для будущих исследователей. Конечно, эмоциональная реакция на бытийные вызовы и по сей день занимает в работах Елены не последнее место, но для нас важно другое. Сегодня наша героиня, пожалуй, как никто другой олицетворяет своим творчеством сам дух живописи – эту сакральную для истинных художников субстанцию, позволяющую возносить искусство до уровня магии. Сколько мастеров покинули наш мир, так и не получив заветный эликсир, открывающий врата бессмертия. Да, Елена принадлежит к редчайшей категории посвященных, преодолевших земное притяжение и превративших процесс творчества в таинство или священнодействие. Именно благодаря таким как она служителям волшебства – жрецам, волхвам, кудесникам и мистагогам человечество получило возможность не только напрямую общаться с обитателями высших, демиургических миров, но и припасть к сакральным истокам всего сущего – животворящим вихрям будущих мирозданий.  
 
Как мы отметили выше, Елена Старик превращает в живописную евхаристию всё, что попадается ей на глаза – будь то материальные объекты или движения как своей собственной, так и всемирной души. Поэтому для нее не существует границ и различий между видимой и беспредметной реальностями. Ей подвластны любые алхимические трансмутации. Ее земные «пейзажи» и прочие «натюрморты» ценны и интересны прежде всего своим потусторонне-энергетическим наполнением – присутствием в них того, что невозможно выразить с помощью «реализма». Речь идет о светоносных, созидательных сверхсущностях, рождающих идеи вещей. Причем Елене удается зафиксировать самую суть евхаристического таинства – причем на стадии, когда нечто еще не успело изменить свою духовную природу и обрести плоть.
 
Елена Старик в корне изменила метафизическую первооснову экспрессионизма – его хтоническо-демонический вектор, показав торжество ущербности не как превосходство зла, а как проблему Всевышнего в Его вечной осцилляции между бесформенностью и формой, потенцией и воплощением, замыслом и результатом. Более того, дерзость, отвага и неуемность художника не позволяет нашей одержимой подвижнице перевести дух, чтобы воспользоваться плодами достигнутого, поэксплуатировать свои открытия, поиграть эффектными приемами и находками. Нет, покой ей только снится. В её душе не смолкают ангельские трубы, призывающие покорять все новые и новые заоблачные выси. И это отнюдь не метафора. Потому что Елена Старик ни на минуту не перестает вслушиваться в сегодняшние метафизические катаклизмы, проникая в первопричины происходящего и насыщая свои взрывные, революционные полотна таинственной и до конца понятной только ее сумасшедшим единомышленникам информацией.

Игорь Дудинский.