Художник Елена Старик
Художник Елена Старик - живописец, график, преподаватель в авторской студии искусств.
С 1990 – начинает учувствует в выставках.
В 1993 – окончила художественно-графический факультет Липецкого Государственного Педагогического института.
С 1995 – занимается педагогической практикой.
С 2002 – член союза художников России, член союза художников «Юнеско».
С 2006 - член Московского объединения художников «Солнечный квадрат».
С 2011 - член международного художественного фонда г. Москвы.
С 2013 - член МСХ (Московского союза художников).
Выставки:
1998 – Персональная выставка (г. Липецк)
2001 – групповая выставка в Российском культурном центре. Париж, Франция.
- Персональная выставка в галерее «Карсика», Париж, Франция.
2002 – групповые выставки в Дижоне, Бонне, Париже. Франция.
- всероссийская выставка молодых художников, ЦДХ, Москва.
2003 – групповая выставка в галерее «Бордарике», Стокгольм, Швеция.
2005 – персональная выставка в галерее М – Москва.
2006 – выставка в галерее «Арсима», Париж, Франция.
2007 – выставка объединения «Солнечный квадрат» - «два поколения», ЦДХ, Москва.
2008, 2009 – групповые выставки в ЦДХ, Москва.
2010 – персональная выставка клуб «Дом», Москва.
- групповая выставка в Зверевском центре, Москва.
- групповая выставка галерея «Аист», Москва.
2011 – групповая выставка в Минске, Белоруссия.
- групповая выставка МСХ, Москва.
- групповая выставка, Будва, Черногория.
2012 - групповая выставка «Про-зрачное», «Залы на Каширке», Москва.
- две групповые выставки с МСХ, Москва.
- персональная выставка в ЦДХ, Москва.
- персональная выставка в Риге, Латвия.
2013 – две групповые выставки с МСХ, Москва.
- групповая выставка в Доме-музее им. В. С. Сорокина, Липецк.
2014 – две групповые выставки МСХ, Москва.
- персональная выставка в залах МСХ, Москва.
2015 – выставка в «Музее Живописи №1», Москва.
- групповая выставка, Столив, Черногория.
- групповая выставка МСХ, Москва.
- групповая выставка в ЦДХ «Творческая среда», Москва.
2016 – групповая выставка МСХ, Москва.
- выставка в галерее «Крафт – Павловой», Москва.
- персональная выставка на заводе «Кристалл», Москва.
- персональная выставка в галерее «А3», Москва.
2017 - выставка в «Музее Живописи №1», Москва.
2018 - групповая выставка МСХ, Москва.
Работы художника Елены Старик находятся в Историческом Музее г. Москвы, музее Современного Изобразительного искусства г. Ростов-на-дону, музее г. Боровска, Липецком областном художественном музее, галерейных коллекциях Москвы, Парижа, Стокгольма, а так же частных собраниях России, Америки, Китая, Франции, Испании, Германии.
![]() "Свет Надежды"140х170 см. Холст, масло. 2015 | ![]() "Мечты о важном"115х200 см. Холст, масло. 2014 |
---|---|
![]() "Хорошие новости"200х115 см. Холст, масло. 2014 | ![]() "Коррида"115х200 см. Холст, масло. 2016 |
![]() "Апокалипсис"200х115 см. Холст, масло. 2016 | ![]() "Ожидание весны"140х170 см. Холст, масло. 2014 |
![]() The Advent200х115 см. Холст, масло. 2016 | ![]() AssumptionХолст, масло. 2014 |
![]() "Окно"140х170 см. Холст, масло. 2014 | ![]() "Весенняя эллегия III"115х200 см. Холст, масло. 2017 |
![]() "Солнцестояние"100х120 см. Холст, масло. 2016 | ![]() "Весенняя эллегия II"115х200 см. Холст, масло. 2017 |
![]() "Весенняя эллегия"115х200 см. Холст, масло. 2017 | ![]() "Река"115х200 см. Холст, масло. 2017 |
![]() "Mira"200[115 см. Холст, масло. 2016 | ![]() "Утро"115х200 см. Холст, масло. 2017 |
![]() "Неоновое пространство"115х200 см. Холст, масло. 2016 | ![]() People who love115х200 см. Холст, масло. 2017 |
![]() «Заиндевели окна души моей»100х120 см. Холст, масло. 2014 | ![]() «Весна в городе» |
![]() «Машенька»85х70 см. Холст, масло. 2004 | ![]() «Натюрморт с цветами»80х60 см. Холст, мало. 2017 |
![]() «Крабик»120х56 см. Холст, масло. 2004 | ![]() «Лето с бабочками»120х56 см. Холст, масло. 2004 |
![]() «Вороны и утки»100х120 см. Холст, масло. 2014 | ![]() «Субботник в Коломенском»60х80 см. Холст, масло. 2006 |
По ту сторону формы, или идеи вещей Елены Старик.
В Москве времен СССР стену одного из зданий в центре города украшала фраза Маркса, оставленная нам поколением романтиков первых лет советской власти: «Революция – вихрь, отбрасывающий назад всех ему сопротивляющихся». Сейчас надписи уже нет, хотя дом сохранился. Согласитесь, что сказано красиво, а главное – точно. Схвачена самая суть – мол, перед натиском стихии (как природной, так и человеческой) мы бессильны. Поэтому выигрывают те, кто смирились, покорились, признали превосходство неизбежного, а главное – сумели расшифровать его исторический смысл.
Старинный афоризм всплывает у меня в памяти всякий раз, когда я рассматриваю работы художника Елены Старик. Вот уж где настоящий вихрь, сметающий на своем пути всё и вся и одновременно изменяющий взгляды и представления как матерых знатоков живописи, так и просто любителей и вообще случайно оказавшихся поблизости. К сожалению, мы со временем забыли, что художественный авангард – это в первую очередь революционный вихрь. Ведь так и только так понимали новаторство первопроходцы – открыватели невиданных доселе приемов и форм. Да, все они ушли, став достоянием вечности, но их взгляд на творческий процесс и жизненные принципы никуда не делись. Они по-прежнему безальтернативны и служат руководством к действию, а следовать им или нет – остается на совести наших современников. Увы, сегодняшние авторы о высоких материях предпочитают не задумываться. Все масштабные, а потому трудноразрешимые проблемы нынешние премудрые пескари и глупые пингвины поспешили от греха подальше выкинуть из головы – чтобы не дай Бог не травмировать ни себя, ни зрителя радикальными экспериментами. Искусство наконец стало ровным, гладким, беспроблемным. Одним словом – среднестатистическим. Тем не менее еще остались упертые фанатики, которые продолжают буйствовать и неистовствовать.
Лена Старик, если не ошибаюсь, последняя, кто сохранил в себе и культивирует любовь к экстремальному искусству. Она создает вокруг себя целые каскады смертельно опасных вихрей – и сама первая не раздумывая бросается в их водовороты. Её творческий метод напоминает то, как работали ее выдающиеся современники – главные нонконформисты советской эпохи Анатолий Зверев и Натта Конышева. Я бы сказал, что они принадлежат к одному типу гениальности. Все трое – одной крови.
Вообще для художников неистового формата как правило характерны некоторые общие особенности. Искусство для них – синоним жизни, бытия, пребывания на земле. Они понятия не имеют, где кончается быт и начинается творчество. И наоборот. Ведь они обитают в живописной реальности буквально круглосуточно – даже когда спят. Они творят постоянно – где бы они ни находились. Им совершенно безразлично, что «запечатлевать» (как выражался Зверев) и чем, поскольку вдохновение не покидает этих одержимых фанатиков ни на минуту, и они могут начать работать в любое мгновение – даже с отключенным сознанием. Например, Зверев, если поблизости не было красок, мог использовать всё, что оставляет след и попалось на глаза – даже извлеченные из урны окурки. И самое главное, что эти безумцы от живописи постепенно сами сливаются со своими картинами, становятся их продолжением и тем самым превращаются в произведения искусства.
Я считаю, что Лену Старик отличает от ее собратьев по цеху более выраженное присутствие в ее творчестве физиологической составляющей. Если в Звереве и Конышевой давала о себе знать их природная эстетская закваска, позволяющая относиться к творческому акту с некоторой иронией (Натта так вообще работала на грани карикатуры), то для Лены во время работы не существует ничего кроме всепоглощающей страсти. Ее сознание отлетает куда-то далеко, и она полностью отпускает на волю не покидающие ее природные, дочеловеческие инстинкты, оказываясь во власти мистического таинства – мистерии сотворения своих чувственных, пылающих, патетических царств, держав, империй, сотканных из миллионов эмоций и переживаний. В такие звездные часы главный враг Лены – холст, который она воспринимает как границу между материей и духом, как препятствие на пути к своим фантастическим мирам. Поэтому художнику приходится упорно, бессчетное количество раз атаковать одну плоскость за другой – даже если сражению приходится отдавать все силы. А если учесть, что энергия Лены неисчерпаема, то ее уходы в воображаемые зазеркалья могут длиться сутками напролет. Я был свидетелем, как одному известному искусствоведу заказали статью о Елене Старик. В ответ он улыбнулся и сказал: «Увы, здесь искусствоведение бессильно. Одно дело обычная, традиционная война. Но совсем другое – с массированным применением ядерного оружия». И все поняли, что имел в виду мэтр. Что и говорить, шедевры первой красавицы московского авангарда и в самом деле не вписывается в сегодняшний сетевой художественный ландшафт с его безыдейной прилизанностью.
Возьму на себя смелость раскрыть, пожалуй, главный секрет особой «убойности» холстов Елены. Ее становление как художника пришлось на эпоху культурной избыточности и инфляции, когда в России после долгого запрета на «формалистическое» искусство демонтировали железный занавес, и все кому не лень взялись за кисти, стремясь как можно быстрее наверстать, как им казалось, упущенное. Понятно, что желающих самоутвердиться с помощью дурно понятого «авангарда» (а на самом деле откровенной мазни) было в разы больше того количества мгновенно расплодившихся гениев, которое могли вместить все выставочные помещения нашей необъятной родины. Картин и вернисажей стало так много, что оголодавший от духовной бескормицы зритель быстро насытился до тошноты, потерял все ориентиры и впал в ступор. Отныне все авторы стали для любителей прекрасного не то что бы на одно лицо, но в любом случае не отличимыми друг от друга. И для того, чтобы на него обратили внимание, выделив его из общей массы, художнику приходилось прилагать немалые усилия. Как-то один из классиков нонконформизма в шутку предложил стоять возле своих работ на коллективных экспозициях с электрошокером в руках и как только кто-то из посетителей поравняется с его картиной, пускать в него высоковольтный разряд, после чего показывать на свое творение со словами: «Уж теперь-то ты навсегда запомнишь меня и мое творчество».
Для Елены Старик слова мэтра стали руководством к действию. «А что если превратить каждый свой холст в такой вот электрошокер – чтобы он выводил проходящего мимо человека из состояния отупения и врезался в память как хрестоматийный шедевр мировой живописи», – подумала она и попыталась сделать первые шаги к достижению цели – тем более, что мастерства, знаний и темперамента у нее было не занимать. Хотя, если честно, никакого шокера не понадобилось бы. Елена обладает настолько прекрасной, стильной и совершенной внешностью, что ей достаточно встать возле своей работы самой – как все зрители оказываются у ее ног.
Изучая картины Лены разных периодов, легко проследить, как формировалось пространство ее персонального космоса, как оно насыщалось все более плотно концентрированными смыслами и идеями. Поневоле изумишься, наблюдая, как художник, решая задачи высшей степени эпичности, умудрялась сохранить врожденную искренность и бесхитростность. К тому же Елена всегда была предельно откровенна и сама с собой, и со зрителем. Каждый свой побежденный, сдавшийся под ее натиском холст она превращала в трогательную исповедь, выплескивая на него весь свой внутренний мир с его самыми тайными, сокровенными признаниями. И всем, кто наделен даром понимать язык живописи, оставалось только смаковать роскошь ее убийственных по красочности хитросплетений, вобравших в себя причудливые нюансы и оттенки авторских состояний.
То, что делает Елена Старик, проще всего было бы назвать экспрессионизмом – если бы этот термин не увязывался с негативной, трагедийной рефлексией на происходящее в мире или в душе художника. Нервозная порывистость открывателей метода, кричащий колорит и контрастность их мазков и красок, изломанное искажение очертаний были призваны вовлечь зрителя в состояние тревоги, раздражения, разочарования, сострадания, жалости к себе, депрессии и в конце концов – отчаяния и безысходности. Но к творчеству нашей виновницы торжества подобная «психологическая» интерпретация не имеет никакого отношения – ведь живописный космос Елены давно вышел за пределы человеческого измерения.
Трудно определить, в какой период времени произошло освобождение художника от диктата физиологии и ее погружение в метафизическое зазеркалье – слишком стремительны и неожиданны движения души нашей героини. Оставим этот вопрос для будущих исследователей. Конечно, эмоциональная реакция на бытийные вызовы и по сей день занимает в работах Елены не последнее место, но для нас важно другое. Сегодня наша героиня, пожалуй, как никто другой олицетворяет своим творчеством сам дух живописи – эту сакральную для истинных художников субстанцию, позволяющую возносить искусство до уровня магии. Сколько мастеров покинули наш мир, так и не получив заветный эликсир, открывающий врата бессмертия. Да, Елена принадлежит к редчайшей категории посвященных, преодолевших земное притяжение и превративших процесс творчества в таинство или священнодействие. Именно благодаря таким как она служителям волшебства – жрецам, волхвам, кудесникам и мистагогам человечество получило возможность не только напрямую общаться с обитателями высших, демиургических миров, но и припасть к сакральным истокам всего сущего – животворящим вихрям будущих мирозданий.
Как мы отметили выше, Елена Старик превращает в живописную евхаристию всё, что попадается ей на глаза – будь то материальные объекты или движения как своей собственной, так и всемирной души. Поэтому для нее не существует границ и различий между видимой и беспредметной реальностями. Ей подвластны любые алхимические трансмутации. Ее земные «пейзажи» и прочие «натюрморты» ценны и интересны прежде всего своим потусторонне-энергетическим наполнением – присутствием в них того, что невозможно выразить с помощью «реализма». Речь идет о светоносных, созидательных сверхсущностях, рождающих идеи вещей. Причем Елене удается зафиксировать самую суть евхаристического таинства – причем на стадии, когда нечто еще не успело изменить свою духовную природу и обрести плоть.
Елена Старик в корне изменила метафизическую первооснову экспрессионизма – его хтоническо-демонический вектор, показав торжество ущербности не как превосходство зла, а как проблему Всевышнего в Его вечной осцилляции между бесформенностью и формой, потенцией и воплощением, замыслом и результатом. Более того, дерзость, отвага и неуемность художника не позволяет нашей одержимой подвижнице перевести дух, чтобы воспользоваться плодами достигнутого, поэксплуатировать свои открытия, поиграть эффектными приемами и находками. Нет, покой ей только снится. В её душе не смолкают ангельские трубы, призывающие покорять все новые и новые заоблачные выси. И это отнюдь не метафора. Потому что Елена Старик ни на минуту не перестает вслушиваться в сегодняшние метафизические катаклизмы, проникая в первопричины происходящего и насыщая свои взрывные, революционные полотна таинственной и до конца понятной только ее сумасшедшим единомышленникам информацией.
Игорь Дудинский.