• Grey Facebook Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon

 © Галерея Валентина Рябова. Современное искусство. Живопись, скульптура, графика, фото, фотоарт.

Художник Борис Ионайтис (1944-2004)

Краткая автобиография, написанная художником при жизни.

Я родился в 1944 году в городе Харбин (Китай).
В силу ряда причин в далеком 1955 году мои родители приняли непростое решение приехать в СССР. Приехали.
Что же представлял из себя Харбин... «Харбин основан в 1898 году... После гражданской войны город стал большим политическим и культурным центром, можно сказать, музейной редкостью, где в течение 40 лет, после известных событий в России, еще сохранился чисто русский дух, чистый, правильный русский язык, жизненный уклад, неповторимая атмосфера православной России...».

Но время распорядилось так, что Харбинское сообщество, создавшее уникальный очаг русской цивилизации, сохранившей дореволюционную культуру, исчезло. Исчезло навсегда, оставшись лишь в памяти людей. И население этой «Русской Атлантиды» разъехалось по всем континентам. Это исчезновение культурных цивилизаций повторится не раз.
1959-1969 годы я провел в стенах Свердловского (Екатеринбургского) художественного училища. Обучение студентов было поставлено на высокопрофессиональном уровне, с прекрасным преподавательским составом. Впоследствии каждый из студентов нашел свой творческий путь, определявшийся в столкновении с действующим «социалистическим реализмом» как с единственной в те годы системой. Системой агрессивной и одновременно коррупционной, с уникальной способностью почти мистически безошибочно определять «свой» — «чужой». Исходя из этого столкновения идеологии и творчества, художники и занимали ту или другую позицию.

1972 год. Выставка «Молодые художники России» в здании Российской Академии Художеств в Москве (каталог). С этого времени начинается моя постоянная выставочная деятельность.
Среди многих десятков выставок стоит отметить одну в силу ее уникальности и знаковости. 1991 год — выставочный зал «Манеж» (Москва) — «От бульдозерной выставки до Манежа», организованной объединением художников «Малая Грузинская, 28».

 

Впервые полностью и без всякой цензуры был показан весь пласт искусства нонконформизма как результат десятилетнего противостояния официальному искусству. Успех этой выставке был обеспечен. Успех первый и последний. Парад нонконформизма как субкультуры в коммунистическом обществе был блестящим: разнообразие творческих манер, демонстрация работ художников, чьи имена уже вошли в историю искусства. И этот парад был в то же время и парадом краха — краха коммунистической идеологии и системы искусства нонконформизма.

 В 1991 году ушла эпоха целой культурной цивилизации, и ушла навсегда. Но время неизбежно восстановит, определит и оценит по достоинству, по самодостаточно-художественным ценностям культуру этой эпохи.