• Grey Facebook Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon

 © Галерея Валентина Рябова. Современное искусство. Живопись, скульптура, графика, фото, фотоарт.

Вступительная статья к альбому художника Аллана Ранну "Ветер Азии".

16.03.2009

     Мы рады сообщить своим друзьям и почитателям о том, что недавно в издательстве "Северный паломник" вышла в свет замечательная книга - альбом художника, путешественника и писателя Аллана Ранну. В албоме представлены прекрасные фотографии, сделанные Алланом за последние 15 лет, во время его поездок в Гималаи, Среднюю Азию, Тибет, на Алтай (многие фото этого издания были представлены в 2008 году на выставке работ Аллана Ранну в "Башне Федерация" в проекте "Галереи Валентина Рябова" под названием "Ветер Азии".)

     Эта книга произведёт впечатление на людей, которых интересует информация из первых рук, которым ценно мнение одиночки, способного сойти с туристической тропы, а потом поделиться всем увиденным с другими, так, как будто все эти годы, перевалы, километры, шквалы - ничто...

     Вашему вниманию представлена вступительная статья из книги-альбома Аллана Ранну "Ветер Азии":


Аллан Ранну.
Ветер Азии.
 

 

     Моя жизнь – это путешествия и то, что рождается под их впечатлением. Я, в основном, занимаюсь живописью, но уже много лет назад мне стало интересно фиксировать некоторые мимолётные состояния, которые невозможно нанести на полотно. Так появилось увлечение фотографией.
     Определенные моменты путешествий лучше всего передают состояние в движении: фильмы и примеры видео-арта, сделанные мной по отснятым в поездках фрагментам – еще одно направление моего творчества. За тридцать с лишним лет путешествий по Азии накопилось много интересного материала, который постепенно складывается в несколько историй.
     Мы живем в западной части огромного континента и часто забываем о том, что именно изучение и созерцание окружающей нас природы помогает сгармонизировать внешнее и внутреннее, снять барьер между собой и миром. Наше восприятие формируется под влиянием ритмов, энергий и информационных потоков окружающей нас среды. Рядом с нами живут народы, имеющие богатейшую историю, культурные традиции и красивейшие природные ландшафты. Иногда нужно просто остановиться и посмотреть…
     Картины, фотографии, фильмы и альбом - первым в серии изданий и посвященный ландшафтам и культурной среде Евразии, который родился из собранного мной материала – всё это проект, работа над которым ведется уже двадцать с лишним лет, и будет продолжается дальше.
     Мир меняется непрерывно, и мы меняемся вместе с ним. И нельзя забывать, что каждое поколение открывает Землю заново. И открытия будут продолжаться…

 

     Иногда в Москве в начале осени бывает ясная и тёплая погода с оранжевыми закатами и ветром, поднимающим тучи пыли. Этот ветер прилетает с Востока, из пустынь Средней Азии и Ирана.
     От Венгрии да Алтая и Саян тянется полоса степей, с севера - переходящая в бескрайние леса, а на юге - ограниченная песками и горами, за которыми находятся центры древнейших цивилизаций Китая, Индии и Междуречья.
     Так сложилось, что преимущественное направление ветров у нас с запада, и в течение столетий нам тоже казалось, что всё новое приходит к нам оттуда же. Мы забываем о роли Великой Степи в развитии европейской цивилизации, мы забыли о том, откуда мы все пришли в Европу, о том, где находилась земля наших предков.
     Ещё пять тысяч лет назад на Южном Урале сформировалась культура, получившая название «Страна городов». Сегодня многие слышали о раскопках в Аркаиме, где были найдены укреплённые поселения, имевшие кольцевую структуру, медные рудники и металлургическое производство. Именно там развилась культура боевых колесниц и закладывались глубинные основы общего мировоззрения для всех индо-европейских народов. Отсюда наши предки отправились в путь до Индии и Британии. Волны переселенцев с Южного Урала и Поволжья создали великие цивилизации древности - такие, как Античная, Персидская и Индийская.

 

     Просторы Великой степи были дорогой, связывавшей Восток и Запад, по этой степи проносились орды кочевников, приводя в ужас земледельцев, а потом оседали где-нибудь далеко на Юге или Западе, и сами становились жертвами следующей волны завоевателей. По этим же степным дорогам проходил Великий Шёлковый Путь. Здесь всегда кипел тот котёл, в котором перемешивались народы, идей и технологии. И сегодня он не утратил своего значения. Отсюда до сих пор начинаются дороги на Запад, Юг и Восток.
Вся жизнь моей семьи в той или иной степени была связана с Азией. Дедушка раскапывал древние города Хорезмского царства, много лет отдал он изучению археологии Самарканда и Пенджикента. И для меня Восток никогда не был экзотикой, это было, пусть и очень интересной, и захватывающей, но нормальной частью жизни.
     В Советское время мы были изолированы от "большого мира", но наша страна была настолько огромна и разнообразна, что большой несвободы, я по крайней мере, не чувствовал. Мой интерес к культурам Азии вполне находил себе пищу, но всё равно хотелось большего, границы казались границами мироздания. Я смотрел на фотографии Тибета, Гималаев, как на фотографии обратной стороны Луны, я знал, что мой шанс попасть туда ничтожен. Я помню, как в Самарканде меня поразило осознание того, что эти предгорья Памира, которые видны к югу от города, это северная граница той огромной горной страны, южный склон которой находится в Индии. Или, как я видел рано утром с первала на Тянь Шане голубую далёкую цепочку гор Кунь Луня, за которыми начинался Тибет.

 

     Прошло много лет, Советский Союз исчез с карты мира, и вот я сижу на границе Мустанга, к северу от Гималаев и созерцаю пейзаж, тот самый, который я когда-то видел на картинке в книге, купленной в букинистическом магазине в Москве, сидел и не верил, что это на самом деле, наяву, а не во сне. Потом мне довелось исходить пешком чуть не все Гималаи, посетить затерянные на границе с Тибетом крошечные княжества, увидеть родину Будды и обители Шивы. Но этот миг невозможно забыть.
     В картинах, фотографиях, альбомах я исхожу из того, что наше восприятие целиком сформировано комплементарным окружающему нас миру. Сама способность воспринимать, осознавать, чувствовать и анализировать заложена в нашу природу. Как говорили древние – Что внутри, то и снаружи… И только неуловимая пелена отделяет нас от окружающего мира, и при исследовании и постижении его, внешнее и внутреннее гармонизируется, и преграда "я - не я" исчезает. Ритм, информация и энергия – это слова с разных сторон описывающие некое явление, которое даёт нам силы и позволяет постигать мир, можно сказать, что это почти синонимы. В основном я занимаюсь живописью, но природа и мир вокруг настолько изменчивы и непостоянны, что не всё успеваешь нарисовать, и тут на помощь приходит фотография, которая способна зафиксировать какие-то мимолётные состояния, подобные вспышкам света в темноте, и для меня из этих кадров складываются некие внутренние сюжеты, объединённые пространствами Востока и ветром Азии, дующим и у нас в те дни когда в Москве закаты становятся оранжевыми.

 

     Картины, фотографии, фильмы сделаны в Гималаях, Средней Азии, на Алтае, в Тибете, Забайкалье, Карелии, Центральной России за последние 15 лет. Я не ставил задачи особенно углублённо останавливаться на том, что изображено на картинах, фотографиях, так как это требует совершенно другого формата издания. Поскольку современный, даже достаточно эрудированный читатель, всё равно практически ничего не знает о культурах Центра Азии и мировоззрении народов, населяющих ее, мне показалось, что лучше увидеть своими глазами, пусть и на бумаге, холсте или экране. Кроме того, я не разделяю того мнения, что предмет не названный - не существует. И каждый может сам проплыть над этим миром подобно облаку в небе, не задерживаясь и не застревая на частностях.
     И даст Бог, этот альбом не будет последним, так как к изданию готовится еще несколько томов, где отдельные темы этого тома (и не только) будут развернуты подробнее.

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload