Сергей Дождь: "В реалистической живописи мы пишем то, что видим, в ментальной то, что творим..."


Сергей Дождь. "Метаабстракция", холст, масло,140х100,5 см. 2012-13г.

В Московском музее современного искусства 21 октября состоялось открытие Первой международной выставки «Сайарсизм и сайарсисты». Сегодня сайарсизм как художественное направление в современном искусстве объединяет десятки художников из разных стран. Подобно авангардным течениям в искусстве начала ХХ века, сайарсизм не просто художественный метод, но и целая философская концепция, затрагивающая не только вопросы искусства, но и проблемы морали, духовности и общественного сознания. Сергей Чебатков встретился с основателем сайарсизма художником Сергеем Дождем и задал несколько вопросов о сайарсизме и его особенностях.


Как возникло художественное направление «Сайарсизм?»


Так сложилось, что часть моих родственников была профессиональными художниками, а часть – инженерами и учеными. Я с детства рос на стыке двух миров: мира искусства, и мира науки и техники. И это, безусловно, повлияло на то, что у меня возник в собственном творчестве такой сложный стиль, лежащий на пересечении науки и искусства. Само понятие «Сайарсизм» образовано из двух латинских слов: «Саентия» - наука, и «арс» - искусство. Первые картины, которые сегодня можно было бы отнести к этому стилю, я создал около 30 лет назад. Это были странные произведения, не подходящие ни под одно определение. Затем, примерно в 2012 году, я придумал Пси-арт – психологическое искусство, которое отражало влияние психологии на формирование художественного образа в сознании художника. Эта концепция легла в основу будущей теории. Картины этого периода формировались в основном под воздействием спонтанных интуитивных погружений в собственное сознание. Я продолжал работать, спонтанный творческий процесс, по мере накопления опыта и материала, оформился в законченную научную теорию ментально-художественного искусства - Сайарсизм, которая впервые была представлена публике в 2015 году, на выставке в Российской академии художеств. Был опубликован манифест, выпущен каталог.


Сергей Дождь. "Черная абстрактная роза". Холст, масло, 100х110 см. 2015г.

Один из ваших постулатов утверждает, что с помощью сайарсизма объект изображается одновременно реальным, ментальным и абстрактным. Что в этом случае подразумевается под абстрактной ипостасью изображаемого?


Если мы внимательно вглядимся внутрь собственного сознания, то обнаружим в нем, как реальные образы, так и абстрактные, например, реалистические картины, математические формулы, не до конца осознанные абстрактно-художественные построения, и многое другое, огромное богатство внутреннего мира. Часть этого пространства сознания осознанна и нашла свое выражение, например, в математике, физике или квантовой механике уже давно созданы огромные понимаемые абстрактные пространства, а часть лежит в области неосознанного, например, уже более 100 лет художники не смогли найти понимаемого выражения для художественной абстракции, картины абстракционистов до сих пор подписываются номерами и титрами «без названия». Сайарсическая теория впервые помогла художникам создать абстрактные или ментально-художественных картины, которые можно объяснить другим художникам и зрителям, и более того, впервые представила, предсказанное еще Кандинским, общее научное понимание пространства внутреннего искусства. Очень важно, что был разработан универсальный художественный стиль, который может включать в себя все то, что мы видим в сознании - элементы абстрактного искусства, реалистические изображения, определенную семиотику, формулы, словестные описания. Художнику не важно какие художественные приемы он использует, важно, что теория помогает ему выделить в сознании и затем передать на полотне понимаемый ментально-художественный образ. Подобное расширение творческих возможностей и универсальный подход к искусству очень нравится многим художникам и привлекает их в направление.


Сергей Дождь. "Многогранник желаний". Холст, масло, 100х70 см. 2016г.

Как соотноситься Сайарсизм с философской притчей о «пещере Платона»?


Сайарсизм – это прежде всего творческая теория, даже в основе ее художественной теории лежит творческий принцип, что «в реалистическом искусстве мы пишем то, что видим, в ментальном то, что творим». Философия теории направлена на пробуждении творческого света в каждом человеке, в большом или малом каждый из нас творец, в этом плане философия сайарсизма скорее противоположна сказанному в этой притче. Можно сказать, что сайарсизм меняет принцип «пещеры Платона» на философское понятие «Храма Света», своеобразное здание, постоянно строящееся из света знаний в двух стихиях – сознании и реальности. Огни творческого света, наполняющего это здание неравномерны, связки между ними не линейны, иногда между ними возникают и призраки «теней Платона», но все здание наполняет свет и счастье творения. И каждый человек может быть источником света в этом здании.


На некоторых картинах на вашей выставке отчетливо видны элементы кубистической живописи. Как известно, кубисты пытались изобразить объекты одновременно в нескольких фрагментах времени. Как понимается категория времени сайарсистами?


Сайарсизм понимает время как очень пластичную составляющую искусства. В его произведениях оно может идти по-разному, ускоряться, замедляться, стоять или просто отсутствовать. Время может органично входить в текстуру сайарсических работ, показывая как ментальные процессы начинаются интуитивными озарениями, достигают расцвета и угасают, оставляя краткие формулы воспоминаний, элементы творческо-временного архива. Здесь возможно использование понятие времени очень активно и широко, наверное более широко, чем в любом другом виде искусства.



Сергей Дождь. "Эмоциональная логика". Холст, масло, 180х180 см. 2017г.

В сайарсической иконографии квадрат символизирует мысль, круг – чувства, треугольник – интуицию. Почему?


Все очень просто. Квадрат – самая логическая структура, для его создания необходимы правильные пропорции и соотношения, это символ работы логической человеческой мысли. Круг – это пластика, расширение и сужение объемов во всех направлениях, поэтому это символ переменчивых чувств. Треугольник резок, изломан, порывист, отражает незаконченное решение, требующее развития, здесь явные параллели со вспышками творческой интуиции, внезапными озарениями, интуитивными ориентирами, поэтому относим его к понятию интуиции.


Есть еще в сайарсизме такие понятия, как ментальный ритм и ментальная перспектива. Что они означают?


Сайарсизм – это ментально-художественным искусство, теория работает не только с эстетической красотой, но и с красотой мысли, красотой ментальных состояний сознания, которые часто бывают крайне сложными. Ментальная перспектива и ментальный ритм – это новые осознанные сложные состояния сознания, если хотите, уже новые теоретические положения, которые могут передать его новую ментально-художественную красоту.



Сергей Дождь. "Ментальная перспектива". Холст, масло, 130х180 см. 2019г.

Что вы подразумеваете под «сложными состояниями?»


В сайарсической теории есть раздел, посвященный визуализации сложных состояний сознания. Например, картина «Эмоциональная логика» передает дуалистическое состояние, где раскаленные эмоции буквально выковывают логическое решение. Картина «Воин сознания» раскрывает всю глубину этого состояния. Мы можем увидеть сильнейшие эмоции ударов сознания и лабиринты его защиты, центры его лечения, контроля и движения. Новая теория позволяет художнику понять все это, отразить на холсте и пояснить другим художникам и зрителям. На картине «Воин сознания» можно увидеть использование ментального ритма в виде темных неосознанных элементов в ударах, защитах и движении Воина. Ментальный ритм подчеркивается описанием к картине: «Сложно уйти от ударов неосознанного, еще труднее пробить его защиту». Картина «Ментальная перспектива показывает, что больше и детальнее в сознании смотрится тот предмет, что больше на нас воздействует, в частности на картине представлено как предмет в состоянии активного творчества буквально выпрыгивает из общего пространства картины, даже визуально большие, но менее воздействующие предметы отступают за него.


Как вы относитесь к подсознанию?


Подсознание в последнее время превратилось в святую святых творчества. Но на самом деле это просто плохо осознанный источник творчества, который из-за недостаточного понимания воспринимается почти мистически. Не нужно молиться на подсознание, гораздо важнее просто развивать системы творчества в себе. Подсознание также проецирует феномен соприкосновения с непостижимой тайной познания себя. Творческое сознание открывает новую великую тайну познания – тайну соприкосновения с бесконечным источником творческого вдохновения, который открывается благодаря творческому преобразованию неосознанного. Именно неосознанное – это источник всех тайн сознания, великая пустота, в которой есть все…


Одно из ваших утверждений заключается в том, что сайарсизм несет обществу новую духовность. В чем она заключается?


Первостепенно, с развитием сайарсической теории, стала просматриваться сайарсическая философия. Она получила ряд положений. Положение творчества – возможность бесконечного творческого развития человека. Положение красоты – принцип необходимости красоты для творчества, творение красоты – созидание, нет – разрушение. Положение веры – веры в человека, как творца духовности. Положение творческого, позитивного преобразования мира – творчество вносит красоту в сознание, а значит в общество, политику, экономику, мир меняется к лучшему. Эти положения подтверждает ряд примеров. Формулу Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир» в свете этих утверждений можно считать доказанной. В плане экономики, немецкий профессор Бацон Брок высказывал мнение, что сайарсизм способен создать более эффективную творческую модель экономики, способную сменить существующий капитализм. Даже простое игнорирование этих положений рождает путь сверхчеловека, оторванную от красоты пустоту Ницше.


Подобная философия рождает гипотезу религии творчества – философию понимания человеком себя как творца духовности. Эта религия очень проста, ей не нужен культ или служение, ее источник – человек без имени, это есть в каждом. Духовный путь религии – это путь от человека к человеку более творческому. Вера – вера в творческие возможности человека. Бог религии творчества – это чудо творчества, которое во многом помогает нам. Смысл жизни – творение красоты. Принцип необходимости красоты для творчества помогает удерживать человека от зла и совершенно не подавлять его. Новая религия не догма – это просто бесконечное развитие духовности человека.

Возможно в этом и есть философско-духовное послание сайарсизма.


Сколько сейчас последователей сайарсизма?


Свыше 300 человек из 28 стран.


Какие у вас ближайшие планы на будущее?


В условиях пандемии сложно строить планы на будущее, однако, сейчас мы планируем начать сайарсический конкурс с привлечением очень большого количества художников. Предыдущий подобный конкурс прошел в Киеве крайне успешно. Художникам очень понравился наш универсальный стиль и возможность творческого расширения сознания. Кроме того, планируем несколько выставок, которые скорее всего пройдут в Европе, Китае и США.


По материалам медиа-проекта ARTУЗЕЛ.