Палитра Буха в 2000-ых была крайне скупа: белила, ФЦ голубая и зелёная, кадмии - лимонный, тёмный жёлтый, красный светлый, краплак. Наличие, фактически, лишь четырех видов краски (белила, ФЦ, кадмии, краплак) даёт автоматически хорошую возможность по гармонизации колорита. Когда картина "разваливалась" Бух делал в конце кисточкой или пальцем графику чёрным цветом. Чёрный получался в смеси краплака и ФЦ. Ладонью он пользовался как широким флейцем. Пальцем указательным - как круглой кисточкой. Руки были по локоть в грязной краске. Потом он отмывал их в подсолнечном масле и дальше мылом. Естественно, "траурные" обрамления на ногтях были всегда в наличии...
Обратите внимание, до конца 2002 года Арон Бух подписывался кисточкой отдельно стоящими литерами "А Б", в начале 2003 он стал две буквы объединять в один символ, с середины 2003 и до смерти он подписывался пальцем, выводя одну большую букву "Б". Когда вам говорят, что работа Буха 2000 года, а там подпись из одной "Б" - знайте, это неправда...
Интересно, что один палец у Буха был сломан и сросся криво. Когда у него случилась безответная любовь, он, чтобы заглушить душевную боль, сам сломал себе палец, сунув его в щель железных ворот...
Как-то раз Арон Бух пришёл на выставку своего сына, тоже художника. Там его представили, как "отца художника Буха". Арон был страшно обижен и расстроен. Вообще, чашу всеобщего непонимания и презрения он испил до дна. Картину "Портрет жены внука" после смерти Буха его семья предлагала мне обменять на любую другую картину. Бух много раз писал эту модель, а ни одной картины у родственников не осталось. Не потому, что он был жаден, а потому, что даже ближайшее окружение его живопись считало не очень серьёзным занятием: "ЧудИт старик на старости лет"...
Когда художник меняет свой стиль, он теряет старых любителей своей живописи, но ещё не успевает заполучить новых. Новаторам очень тяжело в этом смысле... Долгое время малообразованные торговцы картинами Буха как попугаи твердили только одно: "Бух пишет руками". Больше ничего по существу дела сказать, видно, не могли. Художники много столетий использовали руки в живописи и ничего тут удивительного нет. Наукой давно доказано, что художник пишет не рукой или вложенной в неё кисточкой, мастихином, тряпкой и т.д. Он пишет МОЗГОМ!!! Не важно в какое место художнику вложить кисть (в рот, в нос, в ухо и т.д.) или измазать это место краской и попросить данным местом написать картину, результат буден один. Если у художника есть авторский стиль, то он будет читаем вне зависимости от того, каким местом это технически исполнено...
Надо сказать, что в советские времена Бух писал "как все". Был интересный период в конце 80-ых, но я с ним мало знаком. Картины те имели монохромный, янтарный колорит. Даже казалось, что сотканы из янтарных камней...
Было увлечение Рембрандтом. Картины имели сложный, жёлто-охристо-красно-зелёный колорит. Типичная замутнённая поверхность, как я считаю, от большого количества подсолнечного масла, давала эффект, похожий на картины Рембрандта...
Ко многим художникам, например, Владимиру Яковлеву в его расцвете известности, относился завистливо-скептически: "Нет живописи", говорил. Мне кажется, после ухода Зверева и Яковлева "маргинальная пассионарность" перешла к Буху. Количеством работ он точно занял их нишу на рынке...
Особняком стоит вопрос о феномене Буха: как художник до 70 лет не выделялся даже на сером фоне среднестатистических мосховцев, и тут его начало прорывать, и чем дальше - тем круче? Попробую дать свою точку зрения на сей нетривиальный вопрос.
Известно, что в точных науках гениальные открытия делают в 25-35, максимум в 40-50. Возьмём, для примера, Эйнштейна, сделавшего революционные предположения в 25 лет по "Теории относительности". Высказал он их не от хорошего знания физики, а, скорее, от незнания. Если бы он хорошо "знал" классическую науку, как взрослые коллеги-академики, то никогда не делал бы таких "глупых" предположений, которые привели к созданию этой теории.
Аналогично и в живописи: Сезанн, Ван Гог, Гоген делали революционные открытия в 35-50 лет в первую очередь потому, что в "классической" живописи не преуспели. Тогда им пришлось идти своим путём. Надо сказать, в математике расцвет открытий делают даже раньше, чем в живописи. Если математику до 18 не знаешь, то забудь о ней навсегда. С живописью всё совсем не так...
У Буха в конце жизни часто случались "обмороки". Скорее всего, это были гипертонические крисы. В медицине я полный профан, но как понимаю, резко сжимаются сосуды в голове. Недавно было показано, что после таких "обмороков" может происходить перестройка деятельности мозга, открываются новые, необыкновенные способности.
Думаю "обмороки" Буха и пробудили в нём новые области подсознания и он нашёл себя в искусстве. Перестройка и "либерализация" экономики явилась отличным стрессом для "обмороков". Не случайно во время революций в обществе могут быть и революции в искусстве. А могут и не быть...
Как-то я проверил Буха по тесту Люшера (глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов). Ему нравился тогда больше всего оранжевый. Крайне редко можно встретить взрослого человека с таким вкусом, обычно такой цвет любим маленькими детьми. В принципе, в 2000-ых Бух вместе со своим искусством и находился в счастливом детстве...