Статья
Сергей Федотов.
"Воспоминания о художнике Ароне Бухе".
Арон Бух. "Автопортрет ню".

Арон Бух. "Автопортрет ню".

Оргалит, масло, 60х60, 2002

О художнике Ароне Бухе (1923-2006 г.г.), вроде бы, написано много, но если убрать искусствоведческую чепуху, то в живом остатке останется ноль целых, ноль десятых...

Когда меня представили Буху на выставке в ЦДХ (выставлялись в одном зале), первой его фразой было: "Зачем тебе такому большому (высокому) и молодому заниматься живописью???"... Предполагалось, что он занимается живописью только для того, чтобы привлечь к себе внимание женского пола. Как павлин распускает свой хвост, так и художник развешивает свои картины для "привлекухи". Надо сказать, что противоположный пол он любил и даже в свои 80, при любой возможности, целовал взасос всех, кто на то согласится. Естественно, соглашались добровольно только почитательницы его таланта. Помню пригласил он меня в "Еврейский дом" на чествование по поводу 80-ти летия и его выставку. Там он едва стоял, еле слышно говорил, но когда ему молодая женщина подарила цветы, он так смачно её поцеловал, что тут же весь преобразился и помолодел...
Позже, после закрытия выставки, подвозил на машине его друга детства. Он мне за час много интересного рассказал. Тот друг был не беден и в течении десятилетий участвовал финансово в судьбе художника. И живопись Буха последнего периода (10-15 лет) его, мягко говоря, вводила в ступор...
Надо сказать, в мастерскую попал к нему впервые случайно, поехал за компанию. Так как это было первое моё посещение мастерской художника (всего за жизнь был в 4 мастерских художников), решил из вежливости тоже прикупить несколько картонок. Взял два автопортрета 60х60 и несколько простеньких пейзажиков на ДВП 40х60. Был ноябрь 2002 года. Потом, во время съёмки фильма, ещё отоварился. Затем всё это хозяйство долго лежало на антресолях... Среди них - отличная серия натурных этюдов. Все сделаны в один день, в подмосковном санатории "Лесные поляны". Там Бух часто бывал и сделал много отличных вещей. Этюды очень "легко" написаны и не характерны для 2002 года. Вообще, это один из лучших периодов в творчестве художника. Сии этюды, очевидно, написаны китайским дешёвым флейцем, ветки - круглой тонкой кисточкой. Флейц Бух любил шириной 2 см., обычно - облезлый донельзя. На этих этюдах он делал фактуру тыканьем кисточкой под углом 45 градусов к поверхности картины. Вот такая "кистевая работа"...
Арон Бух."Цветы".

Арон Бух."Цветы".

Х.м., 90х70, 2002

Он предлагал мне и двухметровые картины, но тогда я не располагал избытком места. Моё субъективное мнение - в малых форматах (до 90 см.) Арон Бух сильней. В больших часто "плывёт" или превращается в Матисса. Композиционно зачастую совершенно разобранный.

К более крупным относится и картина "Цветы", сделанная за 2 сеанса. Когда я её выбрал, Бух провёл третий сеанс: содрал в центре картины мастихином слои краски у соцветий. "Картина обогатилась" - сказал он удовлетворённо. "Да, цветы стали пахнуть лучше" - согласился я...
"Портрет художника Виктора Попкова" - картина, которую сам Арон Бух очень ценил. Он никак не хотел с ней расставаться. Потом уступил мне, но с условием предоставления картины на его выставки. Два раза я привозил её к Буху в мастерскую, на персональную выставку в церетелевский музей на Пречистинке и в зал МСХ на Тверской. Каждый раз, когда приносил "Портрет Попкова" Буху в мастерскую был уверен, что назад его не получу...
Арон Бух."Портрет Попкова".

Арон Бух."Портрет Попкова".

Х.м., 70х50, 2002

Арон Бух.Натюрморт с чугунком.

Арон Бух."Натюрморт с чугунком".

Х.м., 50х70, 2002

На картине 2002-го года изображён большой зелёный чугунок, который стоял рядом с палитрой Буха. В него было налито подсолнечное масло, в нём художник мыл кисти и использовал как растворитель. Многие годы Бух использовал дешёвое подсолнечное масло для разбавления масляных красок. Делать такое, вообще говоря, нельзя. Многие картины Буха 90-ых из-за этого приобрели характерную мутность. Он тогда любил на следующий день после написания картины её "вскрыть" мастихином с подсолнечным маслом. После такого "лессировочного" сеанса на поверхности полотна оставались характерные кусочки красочной плёнки...
В конце 2002 года Арон Бух решил вместо масла налить в зелёный чугунок смесь воды со стиральным порошком. Он мыл там кисть и тут же, сырой ещё, продолжал красить. С точки зрения технологии (попадание стирального порошка в слои краски) - это не есть хорошо. Я сказал об этом прямо Буху, на что получил ответ: "Главное техника, а остальное всё ерунда"... "Я из грязи делаю драгоценные камни"... "Что такое краска? Это порошок с маслом, значит грязь" - посыпались афоризмы (обухизмы), как из рога изобилия. Причём, Бух всё время повторял, будто бы только что придумал новый афоризм. На следующей встрече он снова "придумывал" те же самые афоризмы: "Я рождаюсь и умираю каждый день"... "Только сегодня я научился живописи"... "В живописи я иду от темноты к свету" (имелось в виду на тёмном фоне начинались прописи светлыми, яркими кадмиями и белилами)...
Ещё одна приятная вещичка. Выполнена с натуры, легко, фактически подмалёвочно, с использованием тряпок. Бух очень ценил этот этюд и сделал с него ещё несколько повторов, один из них висел на выставке МОСХа на Кузнецком, в 2004 году. Но другие картины с этого этюда получились тяжеловесными. По поводу данной картины обсудили с автором творчество Ренуара. Бух высоко ценил и был под влиянием француза. Из русских выделял более всех Сурикова...
Арон Бух.Ню.

Арон Бух."Ню".

Х.м., 50х70, 2002

Палитра Буха в 2000-ых была крайне скупа: белила, ФЦ голубая и зелёная, кадмии - лимонный, тёмный жёлтый, красный светлый, краплак. Наличие, фактически, лишь четырех видов краски (белила, ФЦ, кадмии, краплак) даёт автоматически хорошую возможность по гармонизации колорита. Когда картина "разваливалась" Бух делал в конце кисточкой или пальцем графику чёрным цветом. Чёрный получался в смеси краплака и ФЦ. Ладонью он пользовался как широким флейцем. Пальцем указательным - как круглой кисточкой. Руки были по локоть в грязной краске. Потом он отмывал их в подсолнечном масле и дальше мылом. Естественно, "траурные" обрамления на ногтях были всегда в наличии...

Обратите внимание, до конца 2002 года Арон Бух подписывался кисточкой отдельно стоящими литерами "А Б", в начале 2003 он стал две буквы объединять в один символ, с середины 2003 и до смерти он подписывался пальцем, выводя одну большую букву "Б". Когда вам говорят, что работа Буха 2000 года, а там подпись из одной "Б" - знайте, это неправда...

Интересно, что один палец у Буха был сломан и сросся криво. Когда у него случилась безответная любовь, он, чтобы заглушить душевную боль, сам сломал себе палец, сунув его в щель железных ворот...

Как-то раз Арон Бух пришёл на выставку своего сына, тоже художника. Там его представили, как "отца художника Буха". Арон был страшно обижен и расстроен. Вообще, чашу всеобщего непонимания и презрения он испил до дна. Картину "Портрет жены внука" после смерти Буха его семья предлагала мне обменять на любую другую картину. Бух много раз писал эту модель, а ни одной картины у родственников не осталось. Не потому, что он был жаден, а потому, что даже ближайшее окружение его живопись считало не очень серьёзным занятием: "ЧудИт старик на старости лет"...

Когда художник меняет свой стиль, он теряет старых любителей своей живописи, но ещё не успевает заполучить новых. Новаторам очень тяжело в этом смысле... Долгое время малообразованные торговцы картинами Буха как попугаи твердили только одно: "Бух пишет руками". Больше ничего по существу дела сказать, видно, не могли. Художники много столетий использовали руки в живописи и ничего тут удивительного нет. Наукой давно доказано, что художник пишет не рукой или вложенной в неё кисточкой, мастихином, тряпкой и т.д. Он пишет МОЗГОМ!!! Не важно в какое место художнику вложить кисть (в рот, в нос, в ухо и т.д.) или измазать это место краской и попросить данным местом написать картину, результат буден один. Если у художника есть авторский стиль, то он будет читаем вне зависимости от того, каким местом это технически исполнено...

Надо сказать, что в советские времена Бух писал "как все". Был интересный период в конце 80-ых, но я с ним мало знаком. Картины те имели монохромный, янтарный колорит. Даже казалось, что сотканы из янтарных камней...

Было увлечение Рембрандтом. Картины имели сложный, жёлто-охристо-красно-зелёный колорит. Типичная замутнённая поверхность, как я считаю, от большого количества подсолнечного масла, давала эффект, похожий на картины Рембрандта...

Ко многим художникам, например, Владимиру Яковлеву в его расцвете известности, относился завистливо-скептически: "Нет живописи", говорил. Мне кажется, после ухода Зверева и Яковлева "маргинальная пассионарность" перешла к Буху. Количеством работ он точно занял их нишу на рынке...

Особняком стоит вопрос о феномене Буха: как художник до 70 лет не выделялся даже на сером фоне среднестатистических мосховцев, и тут его начало прорывать, и чем дальше - тем круче? Попробую дать свою точку зрения на сей нетривиальный вопрос.

Известно, что в точных науках гениальные открытия делают в 25-35, максимум в 40-50. Возьмём, для примера, Эйнштейна, сделавшего революционные предположения в 25 лет по "Теории относительности". Высказал он их не от хорошего знания физики, а, скорее, от незнания. Если бы он хорошо "знал" классическую науку, как взрослые коллеги-академики, то никогда не делал бы таких "глупых" предположений, которые привели к созданию этой теории.

Аналогично и в живописи: Сезанн, Ван Гог, Гоген делали революционные открытия в 35-50 лет в первую очередь потому, что в "классической" живописи не преуспели. Тогда им пришлось идти своим путём. Надо сказать, в математике расцвет открытий делают даже раньше, чем в живописи. Если математику до 18 не знаешь, то забудь о ней навсегда. С живописью всё совсем не так...

У Буха в конце жизни часто случались "обмороки". Скорее всего, это были гипертонические крисы. В медицине я полный профан, но как понимаю, резко сжимаются сосуды в голове. Недавно было показано, что после таких "обмороков" может происходить перестройка деятельности мозга, открываются новые, необыкновенные способности.

Думаю "обмороки" Буха и пробудили в нём новые области подсознания и он нашёл себя в искусстве. Перестройка и "либерализация" экономики явилась отличным стрессом для "обмороков". Не случайно во время революций в обществе могут быть и революции в искусстве. А могут и не быть...

Как-то я проверил Буха по тесту Люшера (глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов). Ему нравился тогда больше всего оранжевый. Крайне редко можно встретить взрослого человека с таким вкусом, обычно такой цвет любим маленькими детьми. В принципе, в 2000-ых Бух вместе со своим искусством и находился в счастливом детстве...
Уникальные кадры из мастерской Арона Буха, снятые автором статьи художником Сергеем Федотовым.