• Grey Facebook Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon

 © Галерея Валентина Рябова. Современное искусство. Живопись, скульптура, графика, фото, фотоарт.

Художник Николай Вдовкин (эмаль)

Заслуженный художник России, Академик РАХ.

Художник Николай Вдовкин - один из ведущих мастеров эмальерного искусства в России. Родился в 1948 году. В 1972 году окончил  Высшее художественно – промышленное училище (бывшее Строгановское). Является постоянным участником многих российских и международных выставок и симпозиумов.   Работает в различных жанрах  и техниках изобразительного искусства,  создает художественные витражи, мозаики, настенные росписи в храмах, занимается иконописью.   Лауреат  международных премий за лучшие произведения в технике горячей эмали.

Последние два десятилетия художник Николай Вдовкин серьезно занимается художественной эмалью,  достигнув в новой для себя технике значительных успехов. Развивая традиции этого древнего вида искусства, он внес в них остро современное звучание, обогатил новыми сложными технологиями и колористическими возможностями.

Художник живет и работает в Ставропольском крае.  Человек активной жизненной позиции, он передает свой опыт и мастерство студентам Южного Федерального университета. С 1991 года на базе своей мастерской проводит творческие международные симпозиумы по эмали. Возглавляет Гильдию эмальеров России.    Награжден золотой медалью Российской академии художеств.     

Произведения  художника Николая Вдовкина находятся в музеях Москвы, многих  городов России и за рубежом, а также в частных коллекциях многих стран мира.

Интервью с Николаем Вдовкиным:

- Как вы пришли к эмали?

- Не сразу. После окончания в 1972 году факультета интерьера и мебельного оборудования Московского высшего художественно-промышленного училища (б.Строгановского) в основном я работал в архитектуре, даже считаю ее своим призванием. Вначале семь лет в подмосковном городе Электросталь, а затем переехал на Дальний Восток, сперва в Комсомольск-на-Амуре, а потом в Хабаровск. В 1989 году я обосновался в селе Побегайловка Ставропольского края. Здесь у меня находится специально оборудованная мастерская с печью для обжига.
 
- Почему вы из большого краевого центра, Хабаровска, переехали в село?

- Вопрос сложный. Но одну из причин назову. В Хабаровске я последние пять лет возглавлял краевую организацию Союза художников России. Приходилось подолгу заниматься различными организационными и бытовыми проблемами, я погряз в них, и все меньше и меньше оставалось сил и времени на творчество. Надо было кардинально сменить обстановку, что я и сделал.

- Что же стало побудительным мотивом для обращения к эмали?

- По диплому я художник декоративно-прикладного искусства, работаю в основном в интерьере архитектурных сооружений. И здесь приходится заниматься всем - и витражами, и металлом, и мозаикой, и стеклом. Пожалуй, стекло и определило мой путь к эмали. Конечно, я в работе над архитектурными интерьерами употреблял эмаль, но как прикладной материал. Наряду, положим, с металлом или стеклом. Но очень хотелось вовсю развернуться в этой красивой, многообещающей технике. В конце концов, я целиком перешел на эмаль, и стал создавать из нее станковые картины. В 1985 году побывал в венгерском городе Кечкемет, признанном европейском центре эмальерного искусства. Многому научился. Сейчас почти ежегодно бываю там. Участвую в семинарах, симпозиумах, провожу мастер-классы.
 
Когда я увлекся эмалью, она интересовала в нашей стране всего нескольких художников. Сейчас в целом ряде городов работают прекрасные мастера. В том числе и у нас, на юге России. В Ростове даже создана специальная Гильдия художников-эмальеров. Свое искусство я преподаю в городе Железноводске, в Высшей школе дизайна, филиале Ростовской академии архитектуры и дизайна, являюсь там профессором. Организую симпозиумы и на базе своей мастерской в селе Побегайловка. В 2002 году получил за свое творчество золотую медаль Российской академии художеств, избран членом-корреспондентом академии, лауреат нескольких международных премий.

- Какова тематика ваших эмальерных работ?

- Самая широкая. Но прежде всего - это человек. Меня очень привлекает тема материнства, матери и ребенка, любовь, борьба добра и зла, космос. Я создал большую серию "Мадонн". В том числе "Пятигорскую", "Побегайловскую". Работаю над библейскими и мифологическими сюжетами: "Голгофа", "Нападение на кентавров", "Мольба", "Апокалипсис", "Подарок от Ирода". Есть и портреты, символические, философские и декоративные мотивы.

- Востребована ли в нашей стране эмаль? Можно ли на нее прожить художнику?

- Лишь в какой-то степени. Ведь это искусство - сложное по своему изготовлению и дорогостоящее по материалу. Сюда входят, например, золото, серебро, другие драгоценные и редкие металлы. Поэтому в нашей стране эмальерные картины покупают богатые люди. И то в Москве, а не на периферии. Здесь они отпугивают всех своей ценой. Даже слишком низкой по зарубежным меркам.

- А каков спрос на эмальерное искусство за границей, в других странах?

- Конечно, несравненно больше, чем в России. И цены на него достаточно высокие. Поэтому мне приходится много трудиться за границей. Я работал почти во всех европейских странах. Недавно полгода провел в Австралии.

- Вероятно, много и выставляетесь?

- Да. Вот уже в течение тридцати лет через каждый год-два устраиваю свои персональные экспозиции у нас и за рубежом. Хотя перевозка эмальерных картин - дело весьма трудоемкое, громоздкое.

- Почему именно в залах Творческого Союза художников России на Гоголевском бульваре вы представили семейную выставку?

- Я люблю эти залы еще с давних времен, когда здесь размещался Союз художников СССР. Здесь нас, молодых художников, принимали тепло и приветливо. Если хотите, эта выставка носит ностальгический характер. В ней участвуют моя жена Валентина и дочь Катя. Но все мы работаем по-разному, сугубо индивидуально. Они меня не повторяют и за мной не следуют. Посмотрите на экспозицию - вот мои работы, вот - жены и дочери. Все они разные, со своей творческой характеристикой, со своей стилистикой и манерой образного выражения. Так и должно быть.

- Вы - ведущий в нашей стране и международно признанный художник-эмальер. Но не хочется ли вам порой заняться другим жанром изобразительного искусства?

- Хочется. И я этим постоянно занимаюсь. Иногда даже выставляю свои живописные работы. Люблю ездить на этюды, писать с натуры. Часто обращаюсь к монументальной живописи - расписываю храмы.

- Поскольку живопись в отличие от эмали имеет совершенно другую технологию производства, не влияет ли она на эмальерное ваше творчество?

- Напротив, как раз эмаль влияет на мою живопись. И я считаю это положительным явлением.

- Как вы считаете, перспективно ли эмальерное искусство в будущем?

- Безусловно, перспективно. Оно еще у нас во многом не понято, не исследованы ее совершенно неограниченные художественные возможности, функциональные сферы применения в монументальном, станковом и ювелирном искусстве. За эмалью - большое, прекрасное будущее. Возможно, в иных формах, в иных технологических приемах. Не в таких картинах, которые вы сейчас видите в экспозиции. А точнее - не только в них. Уверен, что эмаль еще радостно удивит не только зрителей, но и самих специалистов.