Художник Николай Вдовкин (эмаль)

Заслуженный художник России, Академик РАХ.

Художник Николай Вдовкин - один из ведущих мастеров эмальерного искусства в России. Родился в 1948 году. В 1972 году окончил  Высшее художественно – промышленное училище (бывшее Строгановское). Является постоянным участником многих российских и международных выставок и симпозиумов.   Работает в различных жанрах  и техниках изобразительного искусства,  создает художественные витражи, мозаики, настенные росписи в храмах, занимается иконописью.   Лауреат  международных премий за лучшие произведения в технике горячей эмали.

Последние два десятилетия художник Николай Вдовкин серьезно занимается художественной эмалью,  достигнув в новой для себя технике значительных успехов. Развивая традиции этого древнего вида искусства, он внес в них остро современное звучание, обогатил новыми сложными технологиями и колористическими возможностями.

Художник живет и работает в Ставропольском крае.  Человек активной жизненной позиции, он передает свой опыт и мастерство студентам Южного Федерального университета. С 1991 года на базе своей мастерской проводит творческие международные симпозиумы по эмали. Возглавляет Гильдию эмальеров России.    Награжден золотой медалью Российской академии художеств.     

Произведения  художника Николая Вдовкина находятся в музеях Москвы, многих  городов России и за рубежом, а также в частных коллекциях многих стран мира.

"Лишний"

"Лишний"

29,5х36 см. Медь, гор. эмаль. 2007

"Воин"

"Воин"

84х71 см. Медь, гор. эмаль. 2008

"Всё выше"

"Всё выше"

46х62 см. Медь, гор. эмаль. 2008

"Парижская мадонна"

"Парижская мадонна"

70х70 см. Медь, гор. эмаль. 2004

"На память дедушке от внука"

"На память дедушке от внука"

44х64 см. Медь, гор. эмаль. 2005. (Из архива)

"Великий Князь"

"Великий Князь"

64х47 см. Медь, гор. эмаль. 2008. (Из архива)

"Большой человек"

"Большой человек"

45х75 см. Медь, гор. эмаль. 2002. (Из архива)

Интервью с Николаем Вдовкиным:

- Как вы пришли к эмали?

- Не сразу. После окончания в 1972 году факультета интерьера и мебельного оборудования Московского высшего художественно-промышленного училища (б.Строгановского) в основном я работал в архитектуре, даже считаю ее своим призванием. Вначале семь лет в подмосковном городе Электросталь, а затем переехал на Дальний Восток, сперва в Комсомольск-на-Амуре, а потом в Хабаровск. В 1989 году я обосновался в селе Побегайловка Ставропольского края. Здесь у меня находится специально оборудованная мастерская с печью для обжига.
 
- Почему вы из большого краевого центра, Хабаровска, переехали в село?

- Вопрос сложный. Но одну из причин назову. В Хабаровске я последние пять лет возглавлял краевую организацию Союза художников России. Приходилось подолгу заниматься различными организационными и бытовыми проблемами, я погряз в них, и все меньше и меньше оставалось сил и времени на творчество. Надо было кардинально сменить обстановку, что я и сделал.

- Что же стало побудительным мотивом для обращения к эмали?

- По диплому я художник декоративно-прикладного искусства, работаю в основном в интерьере архитектурных сооружений. И здесь приходится заниматься всем - и витражами, и металлом, и мозаикой, и стеклом. Пожалуй, стекло и определило мой путь к эмали. Конечно, я в работе над архитектурными интерьерами употреблял эмаль, но как прикладной материал. Наряду, положим, с металлом или стеклом. Но очень хотелось вовсю развернуться в этой красивой, многообещающей технике. В конце концов, я целиком перешел на эмаль, и стал создавать из нее станковые картины. В 1985 году побывал в венгерском городе Кечкемет, признанном европейском центре эмальерного искусства. Многому научился. Сейчас почти ежегодно бываю там. Участвую в семинарах, симпозиумах, провожу мастер-классы.
 
Когда я увлекся эмалью, она интересовала в нашей стране всего нескольких художников. Сейчас в целом ряде городов работают прекрасные мастера. В том числе и у нас, на юге России. В Ростове даже создана специальная Гильдия художников-эмальеров. Свое искусство я преподаю в городе Железноводске, в Высшей школе дизайна, филиале Ростовской академии архитектуры и дизайна, являюсь там профессором. Организую симпозиумы и на базе своей мастерской в селе Побегайловка. В 2002 году получил за свое творчество золотую медаль Российской академии художеств, избран членом-корреспондентом академии, лауреат нескольких международных премий.

- Какова тематика ваших эмальерных работ?

- Самая широкая. Но прежде всего - это человек. Меня очень привлекает тема материнства, матери и ребенка, любовь, борьба добра и зла, космос. Я создал большую серию "Мадонн". В том числе "Пятигорскую", "Побегайловскую". Работаю над библейскими и мифологическими сюжетами: "Голгофа", "Нападение на кентавров", "Мольба", "Апокалипсис", "Подарок от Ирода". Есть и портреты, символические, философские и декоративные мотивы.

- Востребована ли в нашей стране эмаль? Можно ли на нее прожить художнику?

- Лишь в какой-то степени. Ведь это искусство - сложное по своему изготовлению и дорогостоящее по материалу. Сюда входят, например, золото, серебро, другие драгоценные и редкие металлы. Поэтому в нашей стране эмальерные картины покупают богатые люди. И то в Москве, а не на периферии. Здесь они отпугивают всех своей ценой. Даже слишком низкой по зарубежным меркам.

- А каков спрос на эмальерное искусство за границей, в других странах?

- Конечно, несравненно больше, чем в России. И цены на него достаточно высокие. Поэтому мне приходится много трудиться за границей. Я работал почти во всех европейских странах. Недавно полгода провел в Австралии.

- Вероятно, много и выставляетесь?

- Да. Вот уже в течение тридцати лет через каждый год-два устраиваю свои персональные экспозиции у нас и за рубежом. Хотя перевозка эмальерных картин - дело весьма трудоемкое, громоздкое.

- Почему именно в залах Творческого Союза художников России на Гоголевском бульваре вы представили семейную выставку?

- Я люблю эти залы еще с давних времен, когда здесь размещался Союз художников СССР. Здесь нас, молодых художников, принимали тепло и приветливо. Если хотите, эта выставка носит ностальгический характер. В ней участвуют моя жена Валентина и дочь Катя. Но все мы работаем по-разному, сугубо индивидуально. Они меня не повторяют и за мной не следуют. Посмотрите на экспозицию - вот мои работы, вот - жены и дочери. Все они разные, со своей творческой характеристикой, со своей стилистикой и манерой образного выражения. Так и должно быть.

- Вы - ведущий в нашей стране и международно признанный художник-эмальер. Но не хочется ли вам порой заняться другим жанром изобразительного искусства?

- Хочется. И я этим постоянно занимаюсь. Иногда даже выставляю свои живописные работы. Люблю ездить на этюды, писать с натуры. Часто обращаюсь к монументальной живописи - расписываю храмы.

- Поскольку живопись в отличие от эмали имеет совершенно другую технологию производства, не влияет ли она на эмальерное ваше творчество?

- Напротив, как раз эмаль влияет на мою живопись. И я считаю это положительным явлением.

- Как вы считаете, перспективно ли эмальерное искусство в будущем?

- Безусловно, перспективно. Оно еще у нас во многом не понято, не исследованы ее совершенно неограниченные художественные возможности, функциональные сферы применения в монументальном, станковом и ювелирном искусстве. За эмалью - большое, прекрасное будущее. Возможно, в иных формах, в иных технологических приемах. Не в таких картинах, которые вы сейчас видите в экспозиции. А точнее - не только в них. Уверен, что эмаль еще радостно удивит не только зрителей, но и самих специалистов.

  • Grey Facebook Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon

 © Галерея Валентина Рябова. Современное искусство. Живопись, скульптура, графика, фото, фотоарт.

"На память дедушке от внука"

44х64 см. Медь, гор. эмаль. 2005. (Из архива)